Давно не рассказывали о том, что мы делаем в EMAS. Куда смотрим и в какую сторону копаем.
Сейчас мы в EMAS много сил вкладываем во внедрение ИИ в процесс бизнес-образования. Если точнее – в обучение учащихся программ Mini MBA (MIM), MBA, EMBA, DBA. Оказалось, что реализация такого проекта требует огромных усилий и там всё сложно.
Чего мы ожидали изначально? - Мы думали, что умный ИИ изучит наши научные публикации (книги, научные статьи) и будет выдавать правильные ответы на вопросы учащихся.
Что оказалось? – Оказалось, что нет, не будет. Потому что:
1) ИИ теряется, когда получает от человека плохо сформулированный вопрос. Т.е. вопрос, в котором неверно используется научная терминология, нелитературная речь, неочевидная логика. А таких вопросов – 90%. Потому что люди – это люди и они нешаблонные. Они говорят и пишут, как хотят, а не как удобно алгоритму.
2) ИИ не может ориентироваться в передовой науке. Ему нужно много источников, чтобы сформулировать вменяемый ответ. А если источников мало (а передовые научные исследования – это всегда малое количество источников) – то ИИ теряется и не может формулировать ответы за рамками тезисов, прямо указанных в этих источниках. Он несёт полную чушь.
В нашем случае мы напоролись сразу на оба препятствия. Мы не просто бизнес-школа, мы ещё и научный институт, и в наших программах преподаётся передовая наука «собственного изготовления». При этом мы зачатую вставляем результаты наших исследований в образовательные программы ещё до публикации научных статей или книг. А когда они уже опубликованы – всё равно это малое количество источников для нормальной работы ИИ. Не сотни тысяч, как в случае с методиками и инструментами, которым по 50 – 70 лет (это все классические методики и инструменты страт. менеджмента, которые преподаются в обычных бизнес-школах).
Из тупика нужно было искать какой-то выход. Выход был найден такой – в дополнение к нашим научным статьям и книгам, создать FAQ. Собрать все вопросы учащихся и ответы преподавателей на них за несколько последних лет. Отредактировать всё под ИИ. Потратили на эту работу более года! В результате FAQ превратился в Методические рекомендации. Пришлось также модернизировать все наши описания учебных проектов и дипломных работ, инструкции.
Это было сделано для того, чтобы ИИ получил расширенную информационную базу для ответов на вопросы и был в состоянии консультировать по результатам передовых научных исследований, а не 50 – 70-летней классике.
Сегодня мы запустили ИИ в тестовом, пока ещё закрытом формате.
Каковы первые результаты? – По сложным вопросам ещё не всё хорошо. Местами – плохо. Но на простые вопросы отвечает достаточно уверенно!
Однако, это радостный день! – Впереди ещё море работы, но, наконец-то, мы увидели, что использование ИИ в сложном образовании, которое базируется на передовых свежих научных исследованиях – это реально. ИИ сможет обучать передовой науке.
Мы продолжим расширять информационный массив. И, судя по всему, в обозримой перспективе сможем получить желаемый результат.
Трудозатраты зашкаливают. Но, когда достигнем результат – это полностью перевернёт бизнес-образование в России.
P.S. Принципиально всё делаем на российских технологиях – Алиса, привет!