Главная
Сертификация
РФ: +7 (800) 500-42-71 (бесплатно)
Москва: +7 (499) 653-75-71
Viber/WhatsApp/Telegram: +7 (996) 019-75-09
EN RU
СДО
  • О EMAS
    • O EMAS
    • Новости
    • Статьи
    • Преподаватели
    • Стипендии
    • Партнёры EMAS
    • Аккредитация и рейтинг
    • Кодекс этики
    • Ассоциация выпускников
    • Контакты
  • MIM ǀ MBA ǀ Executive MBA ǀ DBA: диплом РФ и Евро
    • DBA: Стратегический менеджмент, дипломы России и Швейцарии
    • DBA: Стратегический менеджмент
    • DBA: Стратегический менеджмент, Бизнес в цифровую эпоху
    • DBA: Стратегический менеджмент, Стартап-менеджмент
    • DBA: Стратегический менеджмент, Менеджмент в медицине
    • DBA: Стратегический менеджмент, Маркетинг и продажи
    • DBA: Стратегический менеджмент, Финансы
    • Executive MBA: Стратегический менеджмент, дипломы России и Швейцарии
    • Global Executive MBA: Стратегический менеджмент
    • Executive MBA: Стратегический менеджмент, Бизнес в цифровую эпоху
    • Executive MBA: Стратегический менеджмент, Стартап-менеджмент
    • Executive MBA: Стратегический менеджмент, Маркетинг и продажи
    • Executive MBA: Стратегический менеджмент, Финансы
    • Executive MBA: Стратегический менеджмент, Менеджмент в медицине
    • Executive MBA ǀ 1 год
    • MBA: Стратегический менеджмент, дипломы России и Швейцарии
    • MBA: Бизнес в цифровую эпоху
    • MBA: Стартап-менеджмент
    • MBA: Общий менеджмент
    • MBA: Маркетинг и продажи
    • MBA: Финансы
    • MBA: Active ǀ 1 год
    • Master in Management (MIM - Mini-MBA)
  • Тренинги
  • Консалтинг ǀ Корп. обучение
  • Отзывы

Строка навигации

  1. Главная
  2. Статьи

"Внедренческая МВА" - новое явление на рынке бизнес-образования?

Разговор о новых подходах к обучению на программах МВА и ЕМВА и о том, что они дают, ведут ректор Евразийской Школы Менеджмента и Администрирования (Бизнес-школа EMAS) Андрей Коляда и редактор портала «МВА в Москве и России» Владимир Коваленко.

***

Владимир Коваленко: Бизнес-школа EMAS говорит о себе, как о "консалтинговой" или "внедренческой" бизнес-школе, которая строит бизнес-обучение на базе консалтинговых проектов, реализованных преподавателями бизнес-школы. Но многие бизнес-школы, особенно крупные, делают точно также: реализуют консалтинговые проекты для бизнеса, создают корпоративные программы для компаний, преподаватели школы вообще регулярно ведут консалтинговые проекты. Что нового здесь демонстрирует бизнес-школа EMAS и почему она говорит об этом, как о своем уникальном конкурентном преимуществе?

Андрей Коляда: Действительно, в своё время мы отказались от академического и выбрали внедренческий формат. Внедренческие (консалтинговые) программы MBA и Executive MBA построены так, что студенты прямо в ходе обучения внедряют полученные знания в свою работу. Вместо абстрактных кейсов они учатся на собственных примерах и "руками делают всё по себе". Этот тип программ заточен на приобретение реальных компетенций "здесь и сейчас" - это компетентностное обучение. 

В свою очередь, на академических MBA люди выполняют кейсы по сторонним компаниям, на основе собственных проблем и задач работают реже и не так глубоко. Это больше похоже на классическое академическое обучение. В EMAS кейсы запрещены. Вместо этого все упражнения делаются студентами строго на своём собственном материале или по материалу соседа по парте. Выглядит это так: Тебе разъяснили как правильно - Всё понял? - Теперь "сделай это на себе" и покажи. "Ведомости" публиковали статью, что отказ от кейсов становится трендом и на Западе.

В.К.: По моему мнению, никто из поступающих на МВА не хочет получить какую-то "академическую" МВА. Все знают, и везде написано, что программа МВА - практикоориентированное обучение, дающее возможность реализовать полученные знания и навыки (!) в бизнесе. Поэтому для тех, кто идет на МВА именно это главное.

А.К.: Мне кажется, вы смотрите на вопрос с позиции собственника и топ-менеджера, коим и являетесь. И именно с этой точки зрения воспринимаете и рынок, и запросы поступающих на MBA. Отсюда ваша убежденность, что "все хотят учиться на внедренческом MBA" и все хорошие MBA - внедренческие. Это совершенно не так. "Практикоориентированное обучение, дающее возможность реализовывать полученные знания и навыки (!) в бизнесе" (я вас процитировал) и обучение, в рамках которого человек выполняет проекты по НЕМЕДЛЕННОМУ внедрению полученных знаний - это совершенно разное! Сильные академические MBA, безусловно, дают практикоориентированное образование и по качеству знаний не уступают внедренческим. Но они, при этом, не внедренческие.

В случае с академическими программами, люди не обязаны внедрять, и школа глубоко не контролирует внедрение. В свою очередь, на внедренческих программах люди обязаны внедрять и ШКОЛА КОНТРОЛИРУЕТ качество внедрения. Сильные академические MBA практикоориентированы, но они не внедренческие. Потому что это не тождественные понятия.

Давайте ещё раз посмотрим на структуру рынка для того чтобы было видно, о чём я говорю. Программы MBA делятся на простые MBA и Executive MBA. 

Давайте вспомним, что целевая аудитория MBA это, прежде всего, менеджеры младшего и среднего звена. А Executive MBA - это собственники, высшие топы и те, кто в шаге от этих позиций. Те, кто идут на MBA (менеджеры младшего и среднего звена), - это люди в найме, которые хотят карьерного роста, причём, чаще всего, не в тех компаниях, в которых они работают на момент учёбы. Так вот, многие менеджеры младшего и среднего звена, работающие в найме и за свои кровные оплачивающие обучение, не хотят ничего внедрять. Мы уже много раз с этим сталкивались, в нашей практике это доказано.

Действительно, и с чего бы им это? Работодатель за их обучение не платит; благодаря MBA, которая оплачена за их собственные деньги, они хотят перейти в другую - бОльшую компанию, зачастую сменив место жительства. Зачем им эти приключения с немедленным внедрением и неблагодарная с их точки зрения нагрузка? - Им нужны хорошие знания и диплом MBA. И всё! А внедрять эти знания они будут в компании своей мечты. Поэтому утверждать, что внедрение нужно всем и что все хорошие MBA должны быть и являются внедренческими никак нельзя. Как минимум половине рынка это не нужно и большинство программ ориентируется на этих людей. В случае с Executive MBA ситуация аналогична - далеко не все, кто идёт на эту программу, хотят внедрять. Хотя здесь "внедренцев" больше.

В.К.: Ну, коли школа в обязательном порядке контролирует внедрение, то возникает вопрос, как она это делает? Как раньше, получает из компании справку о внедрении?

А.К.: Ожидаемый вопрос. Разумеется, если человек задастся целью обмануть систему, то у него может это получиться. Правда, остаётся вопрос зачем это нужно - поступать на внедренческий MBA / Executive MBA, а затем не внедрять по-настоящему, а симулировать? Зачем разрабатывать полезные проекты по радикальному повышению результативности и эффективности бизнеса чтобы потом их не внедрять? Лично я не вижу в этом смысла... Это как построить ракету, понять, что она может взлететь - и так и не нажать на кнопку старта...

Ведь вокруг масса хороших академических MBA, где быстрое внедрение согласно формату не требуется. 
В случае с EMAS содействие реальному внедрению обеспечивается системой, которая состоит из многих компонентов. Во-первых, внедрению способствует логика выполняемых в ходе обучения проектов, когда студент, выполняя их, сразу оценивает полезный эффект. Если человек не внедряет, то он понимает, что вредит сам себе, при чём - и это реально стимулирует - конкретно насколько вредит. Во-вторых, к этому подталкивает система оценки успеваемости. В-третьих, - система рейтингования студентов. В совокупности, если студент реально не готовит внедрение, то это сразу становится заметным.

В.К.: Выходит, контроль за внедрением со стороны бизнес-школы все же опосредованный. Хорошо, давайте поговорим про логику проектов, которые становятся базой для будущего большого внедренческого проекта.

А.К.: Проекты связаны между собой и дополняют друг друга, складываясь в ходе обучения в единую картину. В ходе выполнения проекта по анализу и моделированию рынка и прогнозированию результативности и эффективности бизнес-модели компании в сравнении с конкурентами студент должен прийти к конкретным выводам о перспективах своей компании на рынке в прогнозируемом периоде "если ничего не менять" в виде конкретных цифр. Затем он выполняет проект по стратегическому целеполаганию и бизнес-моделированию, где по определённой методике ставит конкретные цели по изменению бизнес-модели в нужную сторону и описывает эту модель. Делает он это отталкиваясь от результатов предыдущего проекта. Затем студент переходит к проекту по поиску рыночной ниши в рамках которого определяет и чётко фиксирует где компания будет зарабатывать те деньги, которые были определены в качестве финансовой цели в предыдущем проекте. Никаких абстракций, всё конкретно. Таким образом студент формирует единую стратегическую систему, которая даёт ему ответы на все вопросы, с которыми сталкивается компания на рынках с жёсткой конкуренцией - что нужно делать и как делать. 

Параллельно он выполняет иные проекты, которые повышают эффективность компании и необходимы для успешного достижения поставленных целей. Например, проект по внедрению систем оценки и изменения в нужную сторону корпоративной культуры, проект по управлению производственными процессами - QRM (Производство с быстрой реакцией), проект по бюджетированию + другие проекты. В конце он сводит все эти проекты воедино в заключительный стратегический проект по развитию бизнеса.

В.К.: То, что Вы описываете как внедренческую МВА, кажется уже лет 15 известно, как программа МВА Open University Business School, послужившую основой для некоторых российских программ...Получается, говоря о внедренческих программах, мы все же имеем в виду, в основном, программу Executive MBA. У слушателей ЕМВА есть и мотивация, и возможности заниматься внедрением новой стратегии.

А.К.: Безусловно, элементы внедренческих программ, кроме EMAS, я также вижу в ряде российских бизнес-школ. В нашем случае, на мой взгляд, мы довели этот подход до уровня цельной методологии и её технического воплощения - это и взаимоувязанные между собой проекты и облачная онлайн-система, в которой они делаются - такая же, как используется в наших реальных консалтинговых проектах по стратегическому менеджменту. Такая в России, насколько мне известно, есть только у EMAS, в мире их также единицы...

У нас выпускной проект в Executive MBA называется "Стратегия развития компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования на 3 - 5 лет". Для студентов MBA выпускной проект звучит иначе - "Стратегический менеджмент компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования 3 - 5 лет". Он проще, чем проект в EMBA, так как у среднего менеджмента нет таких полномочий, чем у высшего менеджмента. 

Для тех студентов, у которых нет собственной компании или которые временно находятся без работы, есть возможность присоединиться к тому, кто делает проект по своей компании. 
В этом случае чётко обозначается кто какие разделы делал и от студентов требуется детальное знание прочих разделов. Это проверяется на этапе защиты.

В.К.: Прихожу к выводу, что более-менее четкий довод, показывающий отличия "внедренческой" программы: слушателю задается матрица, в рамках которой он обязан выполнить ряд функциональных проектов по основным курсам и в обязательном порядке включить их в итоговый проект. Демонстрируя тем самым системный подход. Плюс сопровождение, о механизме которого пока сказано очень мало и трудно понять отличие.

А.К.: Да, всё верно, вы уловили суть. Про сопровождение - здесь у нас смесь обучения и консалтинга. Студент обучен методике и должен выполнить на её основе проект - показать, как конкретно он внедрит (какие решения примет) на своём предприятии конкретно в его реальной (а не абстрактной ситуации). Выполняя проект, он консультируется у преподавателя. Проект оценивается преподавателем. Очень часто отправляется на переделку с неудовлетворительной оценкой - если внедрение неверное или "лишь бы отцепились".

Многие академические бизнес-школы работают на раскрученных приглашённых преподавателях. А те, соответственно, одновременно преподают везде, куда их приглашают. Несмотря на то, что многие из них большие умницы, всё же, на мой взгляд, такой подход делает невозможным глубокое вовлечение тренера в проблемы студента и его сопровождение во время всего обучения на MBA путём консультирования. Для тренера такой формат не выгоден, он очень трудозатратен, проще просто отчитать лекцию и всё.

В.К.: Аргумент о нехватке времени у преподавателей в неких школах мне кажется спорным и доказать его трудно. Все школы скажут (и во многих случаях обоснованно), что сопровождение - обязанность преподавателя. Кстати, среди преподавателей бывает много штатных, особенно по базовым курсам, у которых достаточно времени.

А.К.: Базовые курсы - они, как правило, общеобразовательные. Бизнес-практику дают специальные курсы где у многих школ приглашённые преподаватели. Если преподаватель преподаёт в 6 - 7 школах (а почти все звёздные преподаватели делают именно так), то ему трудно кого-то реально сопровождать. Чистая экономика - исходя из трудозатрат ему это просто не выгодно. Но здесь снова нужно подчеркнуть, что в большинстве академических школ согласно формату от него это и не требуют. И это нормально. В каждом из описанных форматов свои подходы.

В EMAS есть безусловное обязательство перед слушателями на протяжении всего обучения сопровождать их бизнес-проекты в рамках модуля. У нас абсолютно все тренеры обязаны это делать. Это означает, что у нас работают только те преподаватели-консультанты, кто на это готов и подписывается под этим. Те, у кого есть на это время и желание.

Подпишитесь на нашу рассылку

Высылаем экспертные статьи, видео и презентации. Держим в курсе скидок, делимся подарками.
BMDA
RABO
EBSR
AACSB
prime
BGA Member

Частное учреждение дополнительного профессионального образования "Бизнес-школа EMAС": Программы Master of Business Administration, тренинги, семинары.

109004, г. Москва, Аптекарский переулок, д. 9

603001, Нижний Новгород, Нижне-Волжская набережная, д. 7/2, офис 21.

 

Москва: +7 (499) 653-75-71
Вся Россия: +7 (800) 500-42-71
E-mail: mba_1@emasglobe.com

  • Положение о порядке хранения и защиты персональных данных.
  • Пользовательское соглашение.
  • Политика защиты и обработки персональных данных.
  • Правила пользования сайтом.
  • Сведения об образовательной организации.
  • Как оплатить банковской картой
  • Информация о безопасности онлайн-платежей
  • Способы оплаты и возврат услуги
© 2009-2023.
  • О EMAS
  • MIM ǀ MBA ǀ Executive MBA ǀ DBA: диплом РФ и Евро
  • Тренинги
  • Преподаватели
  • Преподаватели
  • Кодекс этики
  • Новости
  • Статьи
  • Консалтинг и Корпоративное обучение
  • Стипендии
  • Отзывы о EMAS
  • Ассоциация выпускников
  • Аккредитация и рейтинг
  • Контакты