Разговор о новых подходах к обучению на программах МВА и ЕМВА и о том, что они дают, ведут ректор Евразийской Школы Менеджмента и Администрирования (Бизнес-школа EMAS) Андрей Коляда и редактор портала «МВА в Москве и России» Владимир Коваленко.
***
Владимир Коваленко: Бизнес-школа EMAS говорит о себе, как о "консалтинговой" или "внедренческой" бизнес-школе, которая строит бизнес-обучение на базе консалтинговых проектов, реализованных преподавателями бизнес-школы. Но многие бизнес-школы, особенно крупные, делают точно также: реализуют консалтинговые проекты для бизнеса, создают корпоративные программы для компаний, преподаватели школы вообще регулярно ведут консалтинговые проекты. Что нового здесь демонстрирует бизнес-школа EMAS и почему она говорит об этом, как о своем уникальном конкурентном преимуществе?
Андрей Коляда: Действительно, в своё время мы отказались от академического и выбрали внедренческий формат. Внедренческие (консалтинговые) программы MBA и Executive MBA построены так, что студенты прямо в ходе обучения внедряют полученные знания в свою работу. Вместо абстрактных кейсов они учатся на собственных примерах и "руками делают всё по себе". Этот тип программ заточен на приобретение реальных компетенций "здесь и сейчас" - это компетентностное обучение.
В свою очередь, на академических MBA люди выполняют кейсы по сторонним компаниям, на основе собственных проблем и задач работают реже и не так глубоко. Это больше похоже на классическое академическое обучение. В EMAS кейсы запрещены. Вместо этого все упражнения делаются студентами строго на своём собственном материале или по материалу соседа по парте. Выглядит это так: Тебе разъяснили как правильно - Всё понял? - Теперь "сделай это на себе" и покажи. "Ведомости" публиковали статью, что отказ от кейсов становится трендом и на Западе.
В.К.: По моему мнению, никто из поступающих на МВА не хочет получить какую-то "академическую" МВА. Все знают, и везде написано, что программа МВА - практикоориентированное обучение, дающее возможность реализовать полученные знания и навыки (!) в бизнесе. Поэтому для тех, кто идет на МВА именно это главное.
А.К.: Мне кажется, вы смотрите на вопрос с позиции собственника и топ-менеджера, коим и являетесь. И именно с этой точки зрения воспринимаете и рынок, и запросы поступающих на MBA. Отсюда ваша убежденность, что "все хотят учиться на внедренческом MBA" и все хорошие MBA - внедренческие. Это совершенно не так. "Практикоориентированное обучение, дающее возможность реализовывать полученные знания и навыки (!) в бизнесе" (я вас процитировал) и обучение, в рамках которого человек выполняет проекты по НЕМЕДЛЕННОМУ внедрению полученных знаний - это совершенно разное! Сильные академические MBA, безусловно, дают практикоориентированное образование и по качеству знаний не уступают внедренческим. Но они, при этом, не внедренческие.
В случае с академическими программами, люди не обязаны внедрять, и школа глубоко не контролирует внедрение. В свою очередь, на внедренческих программах люди обязаны внедрять и ШКОЛА КОНТРОЛИРУЕТ качество внедрения. Сильные академические MBA практикоориентированы, но они не внедренческие. Потому что это не тождественные понятия.
Давайте ещё раз посмотрим на структуру рынка для того чтобы было видно, о чём я говорю. Программы MBA делятся на простые MBA и Executive MBA.
Давайте вспомним, что целевая аудитория MBA это, прежде всего, менеджеры младшего и среднего звена. А Executive MBA - это собственники, высшие топы и те, кто в шаге от этих позиций. Те, кто идут на MBA (менеджеры младшего и среднего звена), - это люди в найме, которые хотят карьерного роста, причём, чаще всего, не в тех компаниях, в которых они работают на момент учёбы. Так вот, многие менеджеры младшего и среднего звена, работающие в найме и за свои кровные оплачивающие обучение, не хотят ничего внедрять. Мы уже много раз с этим сталкивались, в нашей практике это доказано.
Действительно, и с чего бы им это? Работодатель за их обучение не платит; благодаря MBA, которая оплачена за их собственные деньги, они хотят перейти в другую - бОльшую компанию, зачастую сменив место жительства. Зачем им эти приключения с немедленным внедрением и неблагодарная с их точки зрения нагрузка? - Им нужны хорошие знания и диплом MBA. И всё! А внедрять эти знания они будут в компании своей мечты. Поэтому утверждать, что внедрение нужно всем и что все хорошие MBA должны быть и являются внедренческими никак нельзя. Как минимум половине рынка это не нужно и большинство программ ориентируется на этих людей. В случае с Executive MBA ситуация аналогична - далеко не все, кто идёт на эту программу, хотят внедрять. Хотя здесь "внедренцев" больше.
В.К.: Ну, коли школа в обязательном порядке контролирует внедрение, то возникает вопрос, как она это делает? Как раньше, получает из компании справку о внедрении?
А.К.: Ожидаемый вопрос. Разумеется, если человек задастся целью обмануть систему, то у него может это получиться. Правда, остаётся вопрос зачем это нужно - поступать на внедренческий MBA / Executive MBA, а затем не внедрять по-настоящему, а симулировать? Зачем разрабатывать полезные проекты по радикальному повышению результативности и эффективности бизнеса чтобы потом их не внедрять? Лично я не вижу в этом смысла... Это как построить ракету, понять, что она может взлететь - и так и не нажать на кнопку старта...
Ведь вокруг масса хороших академических MBA, где быстрое внедрение согласно формату не требуется.
В случае с EMAS содействие реальному внедрению обеспечивается системой, которая состоит из многих компонентов. Во-первых, внедрению способствует логика выполняемых в ходе обучения проектов, когда студент, выполняя их, сразу оценивает полезный эффект. Если человек не внедряет, то он понимает, что вредит сам себе, при чём - и это реально стимулирует - конкретно насколько вредит. Во-вторых, к этому подталкивает система оценки успеваемости. В-третьих, - система рейтингования студентов. В совокупности, если студент реально не готовит внедрение, то это сразу становится заметным.
В.К.: Выходит, контроль за внедрением со стороны бизнес-школы все же опосредованный. Хорошо, давайте поговорим про логику проектов, которые становятся базой для будущего большого внедренческого проекта.
А.К.: Проекты связаны между собой и дополняют друг друга, складываясь в ходе обучения в единую картину. В ходе выполнения проекта по анализу и моделированию рынка и прогнозированию результативности и эффективности бизнес-модели компании в сравнении с конкурентами студент должен прийти к конкретным выводам о перспективах своей компании на рынке в прогнозируемом периоде "если ничего не менять" в виде конкретных цифр. Затем он выполняет проект по стратегическому целеполаганию и бизнес-моделированию, где по определённой методике ставит конкретные цели по изменению бизнес-модели в нужную сторону и описывает эту модель. Делает он это отталкиваясь от результатов предыдущего проекта. Затем студент переходит к проекту по поиску рыночной ниши в рамках которого определяет и чётко фиксирует где компания будет зарабатывать те деньги, которые были определены в качестве финансовой цели в предыдущем проекте. Никаких абстракций, всё конкретно. Таким образом студент формирует единую стратегическую систему, которая даёт ему ответы на все вопросы, с которыми сталкивается компания на рынках с жёсткой конкуренцией - что нужно делать и как делать.
Параллельно он выполняет иные проекты, которые повышают эффективность компании и необходимы для успешного достижения поставленных целей. Например, проект по внедрению систем оценки и изменения в нужную сторону корпоративной культуры, проект по управлению производственными процессами - QRM (Производство с быстрой реакцией), проект по бюджетированию + другие проекты. В конце он сводит все эти проекты воедино в заключительный стратегический проект по развитию бизнеса.
В.К.: То, что Вы описываете как внедренческую МВА, кажется уже лет 15 известно, как программа МВА Open University Business School, послужившую основой для некоторых российских программ...Получается, говоря о внедренческих программах, мы все же имеем в виду, в основном, программу Executive MBA. У слушателей ЕМВА есть и мотивация, и возможности заниматься внедрением новой стратегии.
А.К.: Безусловно, элементы внедренческих программ, кроме EMAS, я также вижу в ряде российских бизнес-школ. В нашем случае, на мой взгляд, мы довели этот подход до уровня цельной методологии и её технического воплощения - это и взаимоувязанные между собой проекты и облачная онлайн-система, в которой они делаются - такая же, как используется в наших реальных консалтинговых проектах по стратегическому менеджменту. Такая в России, насколько мне известно, есть только у EMAS, в мире их также единицы...
У нас выпускной проект в Executive MBA называется "Стратегия развития компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования на 3 - 5 лет". Для студентов MBA выпускной проект звучит иначе - "Стратегический менеджмент компании (обособленной бизнес-единицы) с горизонтом планирования 3 - 5 лет". Он проще, чем проект в EMBA, так как у среднего менеджмента нет таких полномочий, чем у высшего менеджмента.
Для тех студентов, у которых нет собственной компании или которые временно находятся без работы, есть возможность присоединиться к тому, кто делает проект по своей компании.
В этом случае чётко обозначается кто какие разделы делал и от студентов требуется детальное знание прочих разделов. Это проверяется на этапе защиты.
В.К.: Прихожу к выводу, что более-менее четкий довод, показывающий отличия "внедренческой" программы: слушателю задается матрица, в рамках которой он обязан выполнить ряд функциональных проектов по основным курсам и в обязательном порядке включить их в итоговый проект. Демонстрируя тем самым системный подход. Плюс сопровождение, о механизме которого пока сказано очень мало и трудно понять отличие.
А.К.: Да, всё верно, вы уловили суть. Про сопровождение - здесь у нас смесь обучения и консалтинга. Студент обучен методике и должен выполнить на её основе проект - показать, как конкретно он внедрит (какие решения примет) на своём предприятии конкретно в его реальной (а не абстрактной ситуации). Выполняя проект, он консультируется у преподавателя. Проект оценивается преподавателем. Очень часто отправляется на переделку с неудовлетворительной оценкой - если внедрение неверное или "лишь бы отцепились".
Многие академические бизнес-школы работают на раскрученных приглашённых преподавателях. А те, соответственно, одновременно преподают везде, куда их приглашают. Несмотря на то, что многие из них большие умницы, всё же, на мой взгляд, такой подход делает невозможным глубокое вовлечение тренера в проблемы студента и его сопровождение во время всего обучения на MBA путём консультирования. Для тренера такой формат не выгоден, он очень трудозатратен, проще просто отчитать лекцию и всё.
В.К.: Аргумент о нехватке времени у преподавателей в неких школах мне кажется спорным и доказать его трудно. Все школы скажут (и во многих случаях обоснованно), что сопровождение - обязанность преподавателя. Кстати, среди преподавателей бывает много штатных, особенно по базовым курсам, у которых достаточно времени.
А.К.: Базовые курсы - они, как правило, общеобразовательные. Бизнес-практику дают специальные курсы где у многих школ приглашённые преподаватели. Если преподаватель преподаёт в 6 - 7 школах (а почти все звёздные преподаватели делают именно так), то ему трудно кого-то реально сопровождать. Чистая экономика - исходя из трудозатрат ему это просто не выгодно. Но здесь снова нужно подчеркнуть, что в большинстве академических школ согласно формату от него это и не требуют. И это нормально. В каждом из описанных форматов свои подходы.
В EMAS есть безусловное обязательство перед слушателями на протяжении всего обучения сопровождать их бизнес-проекты в рамках модуля. У нас абсолютно все тренеры обязаны это делать. Это означает, что у нас работают только те преподаватели-консультанты, кто на это готов и подписывается под этим. Те, у кого есть на это время и желание.