Источник, Цитирование:  Коляда А.А. Некоторые тезисы теории мультиуровневой природы (мультиуровневости) бизнес-модели. Часть 1 // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2025. – Т. 23, № 3. – С. 54–68. – DOI: 10.24147/1812-3988.2025.23(3).54-68.

НЕКОТОРЫЕ ТЕЗИСЫ ТЕОРИИ МУЛЬТИУРОВНЕВОЙ ПРИРОДЫ (МУЛЬТИУРОВНЕВОСТИ) БИЗНЕС-МОДЕЛИ. ЧАСТЬ 1

SOME THESES OF THE THEORY OF MULTI-LEVEL NATURE (MULTI-LEVELNESS) OF BUSINESS MODEL. PART 1

А.А. Коляда

Доктор бизнес-администрирования (Швейцария), Евразийская Школа Менеджмента и Администрирования (Бизнес-школа EMAS), г. Нижний Новгород, Россия

A.A. Kolyada

Doctor of Business Administration, Eurasian Management and Administration School (EMAS Business School), Nizhny Novgorod, Russia

Дата отправки статьи в редакцию 20.02.2025

Аннотация

Статья состоит из двух частей. Актуальность статьи обусловлена тем, что феномену бизнес-моделирования не хватает теоретического обоснования. По мнению многих зарубежных и отечественных учёных требуются глубокие комплексные исследования для установления ясности, чем бизнес-модель отличается от стратегии, как в теории и практике эти концепции взаимосвязаны между собой, а также стратегическими целями. Также необходимо прояснение ряда других вопросов бизнес-моделирования, по которым до настоящего времени в науке нет устоявшегося теоретического решения. Соответственно, целью исследования, результаты которого представлены в статье, является дальнейшее развитие теории мультиуровневой природы (мультиуровневости) бизнес-модели, в т.ч. попытка представить теоретическое обоснование соотношения концепций бизнес-модели, стратегических целей и стратегии организации, и предложить пути их использования в практической работе. В 1-й части статьи содержится объяснение актуальности исследования, приводится его теоретическое обоснование, описаны использованные материалы и методы. Методологической базой исследования послужила указанная теория и более ранние теории стратегического планирования и стратегического менеджмента.  Информационную базу составили данные зарубежных и отечественных научных публикаций, и собранные автором материалы: результаты 297 проектов в области бизнес-моделирования и стратегического планирования, выполненных в период с 01.01.2021 по 31.12.2024 г., а также результаты глубинных интервью (40 шт.). В результате исследования, частью 1 которого является настоящая статья, предложены тезисы, дополняющие теорию мультиуровневой природы (мультиуровневости) бизнес-модели и определяющие взаимоотношение бизнес-модели, стратегии и стратегических целей организации.

Abstract

The article consists of two parts. The relevance of the article is due to the fact that the phenomenon of business modeling lacks theoretical justification. According to many foreign and Russian scientists, deep comprehensive research is required to establish clarity on how business model differs from strategy, how these concepts are interconnected in theory and practice, as well as strategic goals. It is also necessary to clarify a number of other issues of business modeling, for which there is no established theoretical solution in science to date. Accordingly, the purpose of the study, the results of which are presented in the article, is the further development of the theory of multi-level nature (multi-levelness) of business model, including an attempt to present a theoretical justification for the relationship between the concepts of business model, strategic goals and strategy of an organization, and to suggest ways of using them in practical work. Part 1 of the article contains an explanation of the relevance of the study, its theoretical justification, and a description of the materials and methods used. The methodological basis of the study was the specified theory and earlier theories of strategic planning and strategic management. The information base consisted of data from foreign and Russian scientific publications, and materials collected by the author: the results of 297 projects in the field of business modeling and strategic planning, completed in the period from 01.01.2021 to 31.12.2024, as well as the results of in-depth interviews (40 pcs.). As a result of the study, part 1 of which is this article, theses are proposed that complement the theory of multi-level nature (multi-levelness) of business model and determine the relationship between business model, strategy and strategic goals of an organization.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, бизнес-моделирование, стратегическое планирование, бизнес-модель, стратегические цели, стратегия организации, корпоративная стратегия.

Key words: strategic management, business modeling, strategic planning, business model, strategic goals, organizational strategy, corporate strategy.

Благодарности: выражаю благодарность коллективу преподавателей и исследователей Евразийской Школы Менеджмента и Администрирования (Бизнес-школа EMAS), а также учащимся программ Executive MBA и DBA EMAS, за помощь в подготовке информационной базы исследования.

Acknowledgments: I would like to thank the staff of teachers and researchers at the Eurasian Management and Administration School (EMAS Business School), as well as to the students of the Executive MBA and DBA programs of EMAS Business School, for their assistance in preparing the information base of the research.

Текст статьи https://elibrary.ru/item.asp?id=82814669