Недавно Бизнес-школа EMAS, в дополнение к своим очным программам MBA, Executive MBA и Mini-MBA, запустила эти программы в очно-дистанционном(blended) и дистанционном форматах. Дистанционный формат у EMAS был и ранее, однако, он шёл скорее, в качестве дополнительного к очным программам. Сейчас же это полностью адаптированные под новые форматы программы. EMAS заявляет, что качество обучения на программах формата blended и дистанс сопоставимо с очными программами.

Мы решили побеседовать с ректором Бизнес-школы EMAS Андреем Колядой, чтобы узнать о плюсах и минусах этих форматов.

Андрей, сначала немного о EMAS.

Бизнес-школа EMAS – одна из ведущих консалтинговых бизнес-школ в России. Наш головной офис расположен в Нижнем Новгороде, очные занятия проводятся в Москве, Нижнем Новгороде и Минске. Благодаря своей обширной консалтинговой практике EMAS непосредственно связана с реальным бизнесом. Будучи частной бизнес-школой, мы родом из консалтинга. И в настоящее время консалтинг составляет половину нашего бизнеса. EMAS – эксперт в области стратегического менеджмента и программ MBA. Это основа нашей специализации.

По оценке федерального журнала "Эксперт", в 2016 г. EMAS занимает следующие позиции в России:

  • 11 место по программам MBA и EMBA.
  • 3 место по программам профессиональной переподготовки в области стратегического менеджмента.
  • 4 место по программам профессиональной переподготовки в области маркетинга.
  • 5 место по программам профессиональной переподготовки в области управления персоналом.

По оценке портала mba.su программы EMAS входят в TOP-5 программ MBA по содержанию в России.

EMAS – лучшая бизнес-школа в Нижнем Новгороде в 2015 г.

Мы являемся одной из немногих бизнес-школ в России с собственными научными разработками в стратегическом менеджменте, которые на практике активно внедряются в отечественных компаниях. И через обучение, и через консалтинг.

EMAS одновременно является членом РАБО (Российской Ассоциации Бизнес-образования) и CEEMAN (Европейской Ассоциации Бизнес-образования).

В дополнение к очным программам MBA, Executive MBA и Mini-MBA мы представляем рынку эти программы ещё и в дистанционном и очно-дистанционном форматах. Программы в этих форматах по качеству ничем не уступают очным. Но они в разы дешевле.

Чем дистанционное обучение отличается от blended? В чём разница?

Дистанционный формат (часто называют – дистанс), или онлайн обучение – это когда человек учится онлайн. Дистанс бывает разным – технически его можно проводить по-разному, что может отразиться на качестве обучения. Все виды дистанса объединяет одно – отсутствие личного контакта слушателя с тренером. Очных занятий нет вообще. Соответственно, имеются разные плюсы и минусы.

Из плюсов – дистанс очень удобен. Учитесь где, когда и как хотите. Дома, на работе, стоя в пробке. Больше не нужно ездить в бизнес-школу. Вы можете находиться в любой точке планеты – в Москве, Владивостоке, Ижевске – неважно. Нужен только доступ к интернету. И, разумеется, ключевым плюсом является цена. Дистанционные MBA во много раз, а иногда и на порядок дешевле, чем аналогичные очные программы. Т.е. теперь MBA доступен для всех желающих. Так, например, в EMAS полный курс дистанционного MBA стоит всего 1 520 белорусских рублей. Это тоже самое, что покупать 1 стакан свежевыжатого сока в день. И через год у тебя хорошее бизнес-образование. За стакан сока в день. Такую цену может позволить себе каждый.

Минус, на мой взгляд, такой – чтобы успешно учиться на дистансе человек должен обладать самодисциплиной. Несмотря на то, что до слушателя доводится расписание уроков и отслеживается их прохождение, бизнес-школа предупреждает о пропусках, тем не менее, дистанционно сложно заставить человека учиться. Изучать материалы и сдавать экзамены в срок. Если в очном образовании человек опасается потерять значительные деньги, потраченные на обучение, и это его дисциплинирует, то в дистансе стоимость обучения невелика. Соответственно, и давление человек ощущает не такое. Поэтому дистанс – это для дисциплинированных людей.

Дистанционные программы технически могут быть сделаны по-разному. 2 основных подхода: Первый – это когда видеоурок представляет собой запись тренера в виде диктора. Человек начитывает текст и это сопровождается слайдами. Второй – видеоурок представляет собой профессиональную запись реальных аудиторных занятий очных программ. Выступление тренера, вопросы / ответы очных студентов и т.п. Соответственно, дистанционные MBA бывают сделаны и в первом, и во втором подходах. Кому-то из слушателей нравится один подход, кому-то другой.

Мне ближе второй подход – профессиональная запись реальных аудиторных занятий. Благодаря ему для слушателя создаётся эффект присутствия в очной аудитории, что очень важно. Мне кажется, что такой дистанс сопоставим по качеству с очным обучением. Первый подход, на мой взгляд, не позволяет этого добиться. Но опять же – это дело вкуса и точки зрения.

Если слушатель дисциплинированный человек и не хочет учиться очно – дистанционный формат это отличный выбор. При этом, выбирая бизнес-школу, я советую посмотреть на качество и то, как реализован дистанс, пройти test-drive – чтобы убедиться, что это качественное образование, которое подходит именно вам. 

Программы MBA в формате blended – это очно-дистанционное обучение. На Западе сегодня про него говорят, что это самый популярный формат бизнес-образования, в частности, MBA. Он также стремительно набирает популярность и в России. Я уверен, что за ним ближайшее будущее. И для популярности у этого формата есть все основания.

Я вижу такие плюсы у blended:

  1. Почти также удобно, как и дистанс – учитесь дистанционно где и как хотите, в любом городе мира. На очные сессии нужно приехать только несколько раз за весь период обучения. В случае с EMAS, например, нужно приехать 3 раза в Москву – всего 3 раза за 1,5 – 2 года обучения.
  2. Благодаря очным сессиям качество blended максимально сопоставимо с очным обучением. Слушатель очно отрабатывает изученные инструменты, может задать вопросы тренерам в аудитории. Так, например, в программах MBA и Executive MBA формата blended в EMAS все ключевые модули сопровождаются очными консалтинговыми сессиями, на которых слушатель полноценно отрабатывает изученные инструменты под руководством бизнес-тренеров. Теория идёт дистанционно, практика – в аудитории. Поэтому по качеству программы blended не уступают очным. Если, разумеется, они грамотно спроектированы бизнес-школой.
  3. Доступная цена. Несмотря на то, что цена программ формата blended немного выше, чем в дистансе, тем не менее, она тоже в разы ниже, чем цена очных программ. Так, например, blended MBA в EMAS стоит всего 3 100 белорусских рублей, а blended Executive MBA всего 3 700 белорусских рублей. Это в разы дешевле очных аналогов. 

Минус у blended такой же, как и у дистанса. Нужна самодисциплина. Хотя в blended присутствуют очные модули, которые дисциплинируют, всё же слушателю нужно уметь эффективно управлять процессом самостоятельной учёбы в дистанционных модулях.

Я думаю, сочетание плюсов и минусов делает blended лучшим выбором и в самое ближайшее время, это формат прочно займёт первое место на рынке.

Вы упомянули, что дистанс делают по-разному. Как дистанционные модули сделаны в программах EMAS?

Когда мы проектировали свои дистанционные программы MBA, а также отдельные дистанционные тренинги (у нас есть и то, и другое), мы исходили из следующих принципиальных для нас установок:

  1. Необходимо обеспечить качество, сравнимое с очным образованием.
  2. Наши выпускники дистанционных MBA должны получать такие же дипломы, как и наши выпускники очных MBA. К сожалению, мы видим, как обладателей дипломов дистанционных MBA некоторых других школ, иногда дискриминируют на рынке труда, ставя под сомнение качество их образования. Для наших выпускников такого не должно быть в принципе. – Значит, они должны учиться на таких же программах, как и очные, сдавать точно такие же экзамены и проекты – т.е. подтверждать уровень полученных знаний. И в результате получать точно такие же дипломы.
  3. Заботясь о ценности наших дипломов, мы должны быть уверены в качестве полученных слушателями дистанционных программ знаний без каких-либо компромиссов.
  4. Мы хотим, чтобы процесс дистанционного обучения был максимально схож с процессом очного обучения. Чтобы слушателям дистанционных MBA было так же интересно учиться, как и слушателям очных программ, чтобы они получали такие же качественные знания и ощущали вовлечённость в процесс обучения.

Поэтому мы решили реализовать не "дикторский" подход к изготовлению наших видеоуроков, а снимать все аудиторные занятия очного MBA, профессионально режиссировать этот процесс и монтировать материал так, чтобы его было удобно и приятно смотреть. Таким образом, мы считаем, нам удалось обеспечить эффект присутствия слушателя дистанционной программы в реальной аудитории вместе с участниками-очниками. Весь процесс занял более 2-х лет.

Все наши дистанционные MBA – это очные MBA, полностью снятые на видео. Для этого была приглашена специальная операторско-режиссёрская команда, которая профессионально снимала весь материал, монтировала и редактировала его. Обучаясь на дистансе в EMAS, вы смотрите профессионально смонтированные записи реальных аудиторных занятий, с подробными разъяснениями тренеров, вопросами очных слушателей, ответами на эти вопросы, дискуссиями, демонстрациями выполнения очными слушателями практических упражнений и т.д. Вы словно присутствуете в аудитории очной MBA.

Мы считаем такой подход к дистанционным учебным материалам более эффективным, чем "дикторский" формат. Он обеспечивает более глубокие знания и вовлечённость слушателя в курс. И это более интересный дистанс – это живое бизнес-образование.

Аналогичный подход к дистансу практикуют и многие ведущие бизнес-школы Запада. Они, как и мы, записывают реальные очные занятия.

Благодаря описанному, выпускники наших дистанционных MBA получают образование, качество которого сопоставимо с очными MBA. Они изучают точно такие же модули. Сдают такие же экзамены, как и выпускники очных MBA. Защищают точно такой же выпускной проект. К ним точно такие же строгие требования, как и к очникам. Именно поэтому мы уверены в качестве образования, которое получают наши выпускники дистанционных MBA. – И поэтому выдаём им точно такие же дипломы, как и выпускникам очных программ. Это крайне важно – для наших выпускников дистанционных MBA нет дискриминации на рынке труда в сравнении с выпускниками очных MBA. Они защищены от дискриминации, которой, к сожалению, иногда подвергаются выпускники дистанционных программ некоторых других бизнес-школ – когда работодатель, видя дистанционный диплом, полагает, что у его обладателя знания хуже, чем у выпускника очной программы. Наши выпускники дистанционных MBA получают очные дипломы от очной бизнес-школы.

Ну и, что не маловажно, на наших дистанционных MBA просто интересно учиться – опять же благодаря эффекту присутствия в аудитории. Создаётся вовлечение в процесс учёбы. Тем самым мы во многом решаем проблему самодисциплины, которая описана выше.

А в чём заключаются ключевые преимущества ваших программ в blended формате?

На мой взгляд, таких преимуществ несколько.

Во-первых, помимо MBA у нас в blended формате проводятся и программы Executive MBA. Насколько нам известно, EMAS пока единственная в России, кто предлагает элитные программы Executive MBA в этом формате. До сих пор такие программы в нашей стране шли только очно. Executive MBA, как известно, это самый престижный и практичный вид программ MBA – это более высокий уровень, в сравнении с обычными MBA. И здесь компромиссы по качеству неуместны – уровень должен быть самым высоким, чтобы не уронить престиж программы. Поэтому, когда мы запускали и MBA, и Executive MBA в формате blended, мы самым тщательным образом подошли к вопросу качества обучения. Это и видеокурсы на основе реальных аудиторных занятий, о которых я уже рассказывал выше. И специальная система контроля удовлетворённости слушателей качеством получаемого образования, которая даёт нам возможность оперативно отслеживать этот вопрос и реагировать на возможные помарки.

Во-вторых, мы в EMAS пошли дальше стандартного формата blended. Как известно, зачастую очные сессии в blended программах посвящены решению кейсов. Т.е. обсуждению неких примеров, каждый из которых, в той или иной степени, является некой абстракцией для слушателя. В наших программах MBA и Executive MBA формата blended проводятся не просто очные сессии, а очные консалтинговые сессии. На них каждый слушатель выполняет изученные инструменты на собственном примере (своей компании) и получает консалтинговые рекомендации конкретно по своим проблемам. Мы в EMAS стараемся максимально отказываться от абстрактных кейсов в пользу максимальной кастомизации – изучаемые инструменты слушатели отрабатывают на собственных примерах. Таким образом проводится полная адаптация изученных материалов на реалии каждого слушателя. Никаких абстрактных знаний – только настоящая практика. У нас получается реализовывать такой подход потому, что мы выходцы из консалтинга.

В-третьих, очные консалтинговые сессии наших blended программ проводятся в Москве. Для москвичей – это удобно, не нужно никуда ехать. А для жителей других городов – это отличный повод линий раз увидеть столицу нашей Родины. :)

В-четвёртых, blended MBA и Executive MBA обладают такой же важной характеристикой, что и очные программы – обучаясь на них, люди обрастают связями в бизнес-сообществе. Это обеспечивается благодаря очным консалтинговым сессиям, на которых люди знакомятся друг с другом и сплачиваются. Это люди из Москвы, со всей России и стран СНГ.

Ну и, наконец, в пятых, – это цена. Человек получает такое же по качеству образование, как и в очных программах, но по в разы более низкой цене. И это касается не только MBA, но и элитных Executive MBA! При чём он получает его в очной бизнес-школе, получает точно такие же дипломы, как и у очников.

Подводя итог, какие характеристики дистанционных и blended MBA и Executive Бизнес-школы EMAS стоит особо подчеркнуть?

Я бы подчеркнул следующее:

  1. Качество образования, сравнимое с очными MBA и Executive MBA. Благодаря тому, что все видеокурсы – это записанные аудиторные занятия очных MBA и Executive, благодаря идентичным экзаменам и проектам, благодаря нашей системе оценки удовлетворённости слушателей.
  2. EMAS, прежде всего, известна как очная федеральная бизнес-школа. Это очень важно –  выпускники дистанционных MBA получают «очные» дипломы в очной бизнес-школе. Это защищает их от дискриминации на рынке труда. К сожалению, ряд выпускников некоторых дистанционных бизнес-школ отмечают такую дискриминацию. Это не справедливо, но такое случается. Выпускники EMAS застрахованы от этого.
  3. Достойные места EMAS в федеральных рейтингах. EMAS – одна из ведущих бизнес-школ России. И мы делаем всё, чтобы улучшать наши позиции в рейтингах. Ценность дипломов наших выпускников с каждым годом только растёт. Это важно – ведь MBA и Executive MBA получают, прежде всего, те люди, которые благодаря этому образованию хотят увеличить свой доход и получить карьерный рост.
  4. EMAS – консалтинговая, неакадемическая бизнес-школа. Консалтинг крупных и средних компаний составляет половину нашего бизнеса. Поэтому мы хорошо знаем потребности реального бизнеса, чувствуем его пульс и соответствующим образом конструируем содержание наших программ. Достаточно посмотреть на перечень модулей наших MBA и Executive MBA чтобы в этом убедиться. Думаю, именно поэтому наши MBA вошли в TOP-5 программ MBA в России по оценке mba.su.
  5. Самая низкая цена среди ведущих бизнес-школ России. Сегодня дистанционный MBA и blended MBA и Executive MBA – самые доступные по цене среди ведущих бизнес-школ России. И мы гарантируем, что если кто-то из наших коллег сделает цену ниже, мы дадим ещё лучшее предложение. Через наш дистанс и blended мы в полной мере реализовали философию доступного качественного бизнес-образования. Его может позволить себе каждый желающий из любой точки мира.