О критике, как к ней относиться и что с ней делать
Один из самых высоко оцениваемых курсов в EMAS (и по совместительству – мой любимый), это курс по Стратегическому Лидерству. Он регулярно обновляется и, добавляется новыми тезисами.
Одним из таких тезисов является Критика. Как к ней относятся менеджеры, что они с ней делают. Умение работать с критикой – важнейшая тема для любого, кто занимается бизнесом или строит корпоративную карьеру.
Распространённый ответ на вопрос, как относиться к критике – Критика, полезна, её нужно любить! Критика делает нас лучше, эффективнее. От кого я только не слышал это утверждение, его транслируют из каждого утюга…
Я не сторонник огульных утверждений и безоглядной веры в некую абсолютную истину. Утверждение о безусловной полезности критики из числа таких утверждений.
Я не верю в безусловную полезность критики. Если честно, критика для меня всегда неприятна. Не понимаю, чему тут радоваться, когда тебе сообщают, что у тебя не всё хорошо. Вопрос – что с ней делать. Для менеджера критика – это неприятная вещь, которая требует профессиональной управленческой реакции ради собственной пользы. Тезис про пользу – ключевой!
С опытом ко мне пришло понимание, что критик критику рознь.
Есть люди, которые тебя критикуют исходя из благих соображений. Например, преподаватель. Или толковый начальник на работе, который видит, что твой профессиональный уровень мог бы быть выше. Такая критика полезна, и ей нужно руководствоваться. Иначе – тебя просто отчислят или уволят. Ещё пример позитивной критики – критика от кого-то близкого для кого ты неравнодушен. Такую критику стоит рассмотреть, даже если она не очень приятна.
Но есть критики другого рода. Я заметил, что количество достижений в профессиональной области прямо коррелирует с количеством тех, кто завидует тебе чёрной завистью. Что делать с завистью – тема для отдельного поста (при правильном использовании – это полезная штука!), сейчас речь идёт о людях, которые вместо работы над собой тратят себя на чёрную зависть, с целью нанести вред другому. Неважно – эмоциональный вред или физический.
Однажды я заметил, что иногда меня критикуют из зависти. – Что делать и как реагировать на такую критику? –
Позволять себя критиковать всем подряд и вникать во всякую критику нельзя. Утверждение о том, что любая критика полезна – это глупость. Или целенаправленная манипуляция.
Критик из зависти не о какой пользе для тебя (помочь тебе стать лучше, указав на недостатки) и не помышляет. Его цель – причинить тебе эмоциональную боль. Он таким образом решает две задачи: мешает тебе двигаться намеченным путём (ведь если тебе не мешать, ты можешь продвинуться ещё дальше, а критику этого не хотелось бы) или же самоутверждается на твоём фоне, критикуя повышает собственную низкую самооценку.
Реакция на такую критику – нерациональное расходование времени и энергии. Сбивается фокус. Ты стараешься найти пользу там, где её на самом деле нет, и она и не планировалась. Реагируешь на слова человека, который в фальшивую обёртку позитива обернул изначально чёрное намерение.
📌 Чтобы не растрачиваться на такое и не сбивать фокус, для себя я определил такой алгоритм взаимодействия с критиками.
Критику нужно позволять только от тех, кто уже ценен (доказал это) или чей статус для тебя ещё не определён. Изначально дать человеку шанс на критику нужно только один раз – чтобы не упустить возможные важные мысли. Если человек показал, что его критика полезна – я продолжаю прислушиваться к его мнению. В остальных случаях лучше пресечь критику для экономии времени и сил. Если критика бесполезна, не стоит тратить время на вразумление критикующего. Краткой поясняющей реакции, почему ты не приемлешь критику, достаточно. А можно обойтись и вовсе без пояснений – сэкономить энергию. Если человек не принимает, что его критика неуместна, если он настырен и лезет со своей критикой вновь – затем полностью купировать критика.
Среди набора ресурсов, которые есть у менеджера, два ресурса особенно важны: (1) Время, (2) Эмоциональная стабильность. Первый вообще невосполним. Второй хоть и восполним, но это непросто. Злобная критика навсегда крадёт часть первого ресурса и наносит урон второму. Поэтому реакция на неё должна быть соответствующая. Относитесь к управлению критикой и своей реакцией на неё, как к важному профессиональному навыку руководителя.
—————
Подпишитесь на мои каналы. Там много интересного!
📌 CEO.Insights в Telegram: https://t.me/insights_ceo
📌 CEO.Insights на VC: https://vc.ru/insights_ceo
📌 CEO.Insights в Dzen: https://dzen.ru/ceoinsights
Понравился пост? Поделитесь им с коллегами, которые считают, что всякая критика полезна, её нужно любить!
© 2009-2024.