Нанимать умных людей и не мешать им работать больше не получается...
Интересно и местами тревожно наблюдать, как меняется содержание и смысл работы собственников бизнеса и CEO. В этих позициях я уже более 25 лет и за это время изменения колоссальные. До середины 2010-х работа собственника и CEO заключалась в том, чтобы найти толковых специалистов, качественно закрывающих узкие задачи, и организовать их взаимодействие между собой. А затем дать им спокойно работать. Это многие тогда подметили – вспомните знаменитую фразу: «задача руководителя – нанимать на работу людей, более умных, чем он сам, и не мешать им работать». Если идея, вокруг которой строился бизнес, была стоящей – дело, организованное таким образом, выстреливало.
С середины 2010-х что-то сломалось. Наступила другая реальность – случились 2 вещи: Во-первых, профессиональные узкоспециализированные работники куда-то исчезли. Теоретически, они где-то есть, а на практике на вакансии откликаются люди, которых сложно назвать хорошими специалистами. Во-вторых, люди перестали работать в долгую. Берёшь человека на работу, обучаешь. Он только-только стал понимать, как дела делаются – и уже уходит. Потому что у него выгорание, он ищет себя и не готов жить эту жизнь, делая скучные вещи. Теперь действительно профессиональных специалистов, глубоко разбирающихся в своём деле, найти очень сложно. Пруд пруди тех, кто мнит себя специалистами. А настоящих – мало.
В этих условиях собственники и CEO стали спотыкаться. Если оглянуться вокруг, увидите, что у большинства компаний за последние 10 лет серьёзного прогресса не произошло. Так – хождение кругами, рост если и есть, то вызван ростом рынка, а не опережением конкурентов. Исключения редки – не сравнить с тем, что было раньше.
🆘Проблема CEO и собственников – проверенная формула организации бизнеса и руководства людьми больше не работает. CEO и рады нанять тех, кто умнее их – только где их взять? Люди с высоким самомнением остались, а действительно крутых специалистов мало. В бизнесах стали проседать целые направления – сыпется там, где раньше всё было нормально.
Новая реальность характеризуется вахтовым мышлением людей. Работник не желает выстраивать карьеру длинною в жизнь, методично оттачивая и наращивая своё мастерство. Теперь он постоянно меняет работы, ищет себя в разных направлениях. И нигде не становится действительно глубоким профессионалом. Если раньше вахтами работали только люди на Севере, теперь так работают везде.
От формулы «нанимай людей умнее себя и не мешай им работать» теперь больше вреда, чем пользы. Потому что умных (в смысле – действительно профессиональных) людей на рынке труда практически не осталось. Есть мнение, что проблему можно решить деньгами – платить работнику значительно выше рынка. Но я почти не видел, чтобы это сработало. Но много раз видел очень высокооплачиваемых дилетантов…
Как и другие собственники и CEO я столкнулся с описанным в полной мере. И понял, что формулу управления нужно менять. Иначе бизнес превращается в издевательство над руководителем.
Актуальная формула для собственника бизнеса и CEO, к которой я пришёл, звучит так: «Все ключевые для твоего бизнеса и личного успеха знания и компетенции должны быть у тебя лично. Потому что полагаться на наёмных работников больше нельзя – в своей массе они недостаточно компетентны».
Сказанное в полной мере касается и тех, кто ещё не CEO, но хочет им стать. Не будешь владеть ключевыми компетенциями – не вырастешь.
Это меняет многое. Например, модель делегирования. Если раньше ты делегировал решение вопросов подчинённому и за собой оставлял только контроль – то сейчас так нельзя. Не будешь регулярно деятельно вникать и держать руку на пульсе – и не заметишь, как уже станет поздно.
Собственникам бизнеса и CEO не позавидуешь. Нужно быть значительно более компетентным и работоспособным, чем раньше. Кроме себя положиться не на кого, нанять надёжных людей с нужными компетенциями почти нереально.
В следующем посте расскажу, какие компетенции должны быть на борту у собственника и CEO (и тех, кто хочет ими стать), решение каких вопросов нельзя делегировать.
📌 Канал, в т.ч. посвящён Вашему личному и профессиональному росту. Поэтому всем новичкам, подписавшимся на канал, подарок — онлайн-курс по Стратегическому Лидерству. Это один из самых высокооцениваемых курсов программ MBA в EMAS. Чтобы получить курс, подпишитесь и оправьте запрос в Телеграм-канале.
#EMAS #АндрейКоляда #Бизнес-моделирование #СтратегическоеЛидерство #СтратегическийМенеджмент #Менеджмент #Бизнес #MBA #DBA
—————
Понравился пост? Поделитесь им с коллегами, которым он будет интересен!
Подпишитесь на мои каналы. Там много интересного!
📌 CEO.Insights в Telegram: https://t.me/insights_ceo
📌 CEO.Insights на VC: https://vc.ru/insights_ceo
📌 CEO.Insights в Dzen: https://dzen.ru/ceoinsights
© 2009-2024.