Разговор о дистанционном формате обучения на программах МВА и о том, как топ-менеджеру заговорить по-английски, ведут ректор Евразийской Школы Менеджмента и Администрирования (Бизнес-школа EMAS) Андрей Коляда и редактор портала «МВА в Москве и России» Владимир Коваленко.

***

<<Часть 1      <<Часть 2                 (продолжение)

В.К.: Перейдем к дистанционному формату обучения. С одной стороны, он экономит деньги и дает возможность учиться слушателям из регионов. С другой - качество такого обучения, которое вызывает много вопросов. Большинство опросов демонстрирует настороженное отношение к такой форме обучения, особенно, на МВА. При этом основными недостатками люди считают: отсутствие нетворкинга, недоверие к качеству онлайн-образования, слабый контроль и меньшую вовлеченность в обучение. Почему бизнес-школа EMAS, предлагающая программы МВА и ЕМВА в таких форматах, считает их свободными от упомянутых недостатков?

А.К.: Программы MBA и Executive MBA в EMAS идут как в очном, так и в очно-дистанционном и 100% онлайн форматах. Вне зависимости от формата в программах одинаково всё: учебный материал, экзамены, проекты. Поэтому люди, поступающие в EMAS в любом из трёх форматов, считаются однокурсниками. 

Действительно, описанное вами настороженное отношение периодически встречается среди некоторых людей. Оно вызвано тем, что на рынке существует как множество откровенных, я бы даже сказал наглых подделок под MBA, так и ряд слабых программ, которые, называясь MBA, при этом по уровню, глубине и качеству не соответствуют хорошим программам. 

Подделку под программу MBA распознать просто - их делают фейковые, мошеннические школы, которые зачастую лгут о своём отношении к статусным госучреждениям (например, президенту, правительству и т.п.), либо же к известным хорошим очным школам. Не имея, при этом к ним в реальности никакого отношения. Они нарушают закон и мошенничают, обманывают людей. К сожалению, соответствующие ведомства пока не предпринимают каких-либо действий в этом вопросе. Причём, ребята не стесняются.

Например, где-то с год назад сайт EMAS был взломан и все, кто заходил на него, автоматически какое-то время перенаправлялись на сайт такой фейковой школы. Хорошо, что мы быстро это заметили. Этот случай, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует вышесказанное. 

Очень низкая цена, на мой взгляд, тоже является верным признаком подделки. Фейковые школы просто не заморачиваются и выдают цены в разы ниже, чем серьёзные. В расчёте на тех, кто не станет разбираться и сразу клюнет на дешевизну.
Полноценная дистанционная программа MBA никак не может стоить 20 - 40 тысяч рублей. И даже 50 тысяч, на мой взгляд, очень вряд ли. С точки зрения себестоимости в условиях России минимально возможная цена начинается, на мой взгляд, от 100 тысяч. Всё что дешевле нужно оценивать очень и очень аккуратно.

Качество обучения на настоящих дистанционных MBA не уступает очным, как на Западе, так и у нас. Отождествлять их с описанными выше примерами никак нельзя - это небо и земля. Такие дистанционные программы, чаще всего - это программы изначально очных школ. Среди них и программы EMAS. Конечно, бывают и достойные полностью дистанционные школы.

Что касается нетворкинга для онлайн-студентов. Честно говоря, мне кажется, что при должной организации работы со студентами эта проблема не более актуальна, чем для студентов-очников. В EMAS мы создаём нетворкинг для онлайн-студентов через:
•    очные сессии в Москве (для очно-дистанционного формата);
•    групповую динамику в соц. сетях (для всех). 
Давайте прямо признаем, что сейчас мир таков, что порой, ты уже и не знаешь с кем ты лучше знаком - с постоянным виртуальным собеседником в сети или с товарищем, с которым раз в год встречаешься за стаканом пива. 
Сказанное выше - стандартная практика для хороших дистанционных MBA. Мы стараемся давать ещё больше, поэтому, вдобавок к описанному, онлайн-студенты EMAS:
•    также имеют право бесплатно посетить любую сессию наших полностью очных MBA и Executive MBA в Москве или Нижнем Новгороде. 
•    Присоединяются к ежегодным очным Федеральным слётам EMAS, где мы собираем студентов всех форматов. 

люс ещё много других фишек. Например, у нас есть внутренняя система обмена информацией студентов друг о друге, включая поиски работы и бизнес-партнёрства. В неё также включены и выпускники. Причём разные города и страны - не помеха, скорее даже наоборот.
Важно, что система работает и наоборот - в отношении студентов-очников. Они также приобретают значительное количество связей по всей стране и за рубежом среди тех, кто учится онлайн.

В.К.: Хотелось бы, чтобы Вы прокомментировали, как бизнес-школа EMAS преодолевает такие недостатки дистанционного обучения как, более слабый контроль и меньшую вовлеченность слушателей в обучение. Это очень важный момент, и одного нетворкинга, думается, недостаточно.

А.К.: Я думаю, что проблема вовлечения - это проблема № 1 на любой хорошей программе MBA или Executive MBA, вне зависимости от формата. Только её почему-то замалчивают применительно к очникам.

Давайте всё же начистоту - если ты учишь хорошо, то ты требуешь. Если ты требуешь, то учащийся должен делать домашние задания, сдавать экзамены и проекты. Это нелегко. На внедренческих MBA и Executive MBA, таких, как в EMAS, это справедливо вдвойне - ведь сюда люди приходят не просто за знаниями, но и за внедрением. Соответственно, нагрузка на них выше. Поэтому эта проблема актуальна для любой хорошей программы, в каком бы формате она ни проводилась. В случае с EMAS мы проводим постоянную работу над вовлечением и мотивацией студентов на активную учёбу - не важно, это наши студенты-очники, студенты очно-дистанционной формы или онлайн-студенты.

В.К.: В этой связи вспоминаю, как ректор одной известной бизнес-школы во время доклада директора программы об отчислении слушателей-прогульщиков возмутился: «Как отчислить?! Он нам заплатил и мы обязаны оказать ему услугу по обучению!» Улыбается

А.К.: Что касается EMAS, мы не занимаемся очковтирательством, мы добиваемся результатов, не идя на компромиссы по вопросам качества - всё это в условиях настоящих экзаменов и настоящих проектов.
Единого решения проблемы высокой мотивации к учебе не существует. Нет такой кнопки, которую можно нажать и студент сразу начнёт учиться точно в срок. Мы пришли к выводу, что более-менее достойный результат приносит только система, т.е. комплексный подход к организации учебного процесса. Именно в этот комплексный подход мы и инвестируем своё время и деньги для решения поднятого вами вопроса.

Результат даёт, судя по всему, только такое отношение.
Что конкретно делаем мы, что входит в этот комплекс? - Много чего. Здесь и система рейтингования студентов MBA / Executive MBA, когда выпускник помимо диплома получает сертификат о своём месте в рейтинге. Причём, напомню, у нас однокурсниками считаются все, кто поступил на программу в одном сезоне, формат учёбы не важен. Для нас это принципиальный момент - все одинаковые. Соответственно, и рейтинг ведётся по всем. Я вам скажу, что рейтинг студентов показывает, что место в рейтинге не зависит от формата обучения.

Еще стоит сказать о конкурсе на получение призов для студентов с лучшими результатами в бизнесе, в котором предусмотрено несколько номинаций. 
Активную роль в поддержании вовлечённости играют и методисты, задачей которых является постоянная работа со студентами. Не только с активными, но и с теми, кто по каким-то причинам стал «пропадать».

Наконец, постоянные интересные гостевые спикеры для студентов всех форматов обучения, и очные мероприятия (федеральные летние слёты, экспедиции в интересные места планеты) - это всё тоже играет роль.
Тем не менее, я не могу сказать, что благодаря описанному комплексу нам удаётся обеспечивать 100% вовлечённость. Так, к сожалению, просто не бывает. Но нам удаётся достигать приемлемого уровня.


В.К.: Ваша бизнес-школа несколько лет успешно работает в Нижнем Новгороде, городе с 1,2- миллионным населением, имея практически только одного конкурента - Бизнес-школу ВШЭ. Недавно EMAS стала вести обучение на программах МВА и Executive MBA уже в Москве, где рынок делят между собой более 50 бизнес-школ с опытом работы свыше 10 лет. На что Вы рассчитываете в таком сильном конкурентном окружении?

А.К.: История EMAS - это постоянная конкурентная борьба со множеством игроков на разных рынках. Мы относительно молодые и поэтому не застали времён, когда всё было легко и гладко. Несколько лет назад в Нижнем, кроме EMAS, было ещё 5 школ MBA - мы вышли на рынок последними, позже других лет на 15 - 20... Сегодня же, действительно, основная игра идёт между нами и названными вами коллегами. При этом EMAS - это федеральная школа, на наших очных, очно-дистанционных и онлайн программах в Москве и других городах России учатся люди со всей страны и из-за рубежа. Также наши программы проводятся и в Беларуси - там мы конкурируем с белорусскими, польскими и литовскими коллегами. Я часто шучу - у нас талант врубаться в самую гущу конкуренции. Смеётся При этом не думаю, что мы кому-то серьёзно мешаем - работы хватает на всех.

В Москве мы обучаем в 2 форматах - полностью очно и очно-дистанционно (когда человек учится онлайн где угодно + на очные сессии приезжает в Москву). При этом EMAS - одна из немногих Москве и в России в целом, кто даёт внедренческие консалтинговые, а не академические MBA. Это серьёзно выделяет нас среди многих других школ. На наших очных MBA / Executive MBA, и в Москве, и в Нижнем Новгороде, учатся очень интересные люди, которые приходят именно на наш формат, наши технологии и наш бренд - получить прорывной рост, прокачать себя и свои компании. При плотной конкуренции нам удаётся успешно запускать наши программы. За свою историю мы уже четырежды выходили на занятые конкурентные рынки, для нас это не впервой. Мы знаем, что такое бизнес, хорошо учим, многое умеем и доказываем это собственным примером. То, что мы выходцы из консалтинга, а не академической среды сильно помогает.

В.К.: Недавно вы заявили о том, что EMAS запускает программы на английском языке. Таких программ на российском рынке очень мало, т.к. число абитуриентов, хорошо знающих язык невелико (в основном, такие учатся в зарубежных бизнес-школах). Также на этом поле есть несколько сильных конкурентов - программы двух дипломов, например, Kingston University London, Grenoble Graduate School of Management или программа EMBA ВШМ СПбГУ. Почему слушатели идут в EMAS на программы МВА и ЕМВА на английском языке и каковы, на Ваш взгляд, перспективы последних?

А.К.: Программы MBA / Executive MBA на английском языке стартуют с апреля 2018 г., сейчас у нас идёт розыгрыш грантов на места в группе - выделено 4 гранта. Обучение будет идти в двух форматах: онлайн и очно-дистанционно, на выбор. Также есть возможность получить 2 диплома - вдобавок к российскому можно получить европейский, от нашего партнёра - польской бизнес-школы GFKM.

То есть теперь, находясь в любой точке страны, можно получить MBA и Executive MBA полностью на английском языке. С российскими и европейскими дипломами. Это хорошая экономия времени и денег для тех, кто хочет поймать сразу двух зайцев - получить и бизнес-образование, и подтянуть свой Business English. Экономия нескольких лет жизни и кучи денег.

Почему MBA на английском в EMAS? - Есть несколько ключевых причин. 

Во-первых, благодаря онлайн и очно-дистанционному формату учёба будет идти в действительно международной группе. Я хочу это подчеркнуть. То есть русскоязычные слушатели будут учиться вместе с иностранцами со всего мира, без преувеличения. Онлайн и очно-дистанционный формат позволяет нам решать эту задачу. Проводя англоязычную программу в России очно, как вы понимаете, сформировать подлинно международную группу значительно сложнее, если вообще это возможно. Зачем иностранцу ехать в Россию учиться на английском, если на Западе есть оригинальные англоязычные MBA по таким же ценам?

В случае же с EMAS для иностранцев есть очевидный смысл - давая такое же качество англоязычных онлайн и очно-дистанционных MBA, как и на Западе, мы дешевле в разы. Учёба в подлинно международной группе с однокурсниками со всего света - это круто. И да, ты с ними не трёшься бок о бок, как в полностью очных программах - но всё равно постоянно пересекаешься. На очных сессиях в Москве (для очно-дистанционного-формата), на вебинарах, во внутренних группах в соц. сетях, в совместных проектах и т.п.

Во-вторых, мы специально делаем эти программы в именно в онлайн и очно-дистанционном формате, чтобы дать человеку возможность получить MBA / Executive MBA на английском отовсюду - где бы он ни находился и так, как ему это удобно. Не нужно постоянно ездить в Москву или Питер. Даже если ты живешь в Москве или Питере - не нужно постоянно отрываться от семьи и работы, учиться можно в удобное время. Мы всё время забываем, что удобство - это один из важнейших факторов, который определяет выбор школы, в которой хочет учиться человек. Это, кстати говоря, показывают исследования, выполняемые вашим порталом. В этом смысле наши программы очень удобны: где бы ты не жил, как бы не выглядел твой рабочий и личный график - ты можешь учиться - одновременно получать MBA и подтягивать английский.

В.К.: Считается, что МВА и ЕМВА - не совсем то место, где можно учить язык, поскольку 100-130 часов, которые удается выделить на английский, явно недостаточны для того, чтобы заговорить свободно, не говоря уже о том, чтобы слушать лекции на языке. Кстати, по этой причине многие российские бизнес-школы отказались от изучения английского языка в русскоязычных программах, которые за последние пять лет к тому же стали короче на 4-6 месяцев. Что реально могут выпускники русскоязычных МВА EMAS в плане языковой подготовки?

А.К.: Вы правы, по указанной вами причине мы также отказались от курсов по изучению языка в рамках MBA. Выучить язык за столь короткий период просто невозможно. Поэтому я полностью разделяю решение коллег отказываться от обязательного изучения языка. Никаких значимых результатов при столь малом количестве часов достичь невозможно. А мы стараемся делать только то, что даёт результат. 

Вместе с тем в миссии EMAS записано, что наши выпускники по уровню не должны уступать выпускникам лучших школ мира. Исходя из этого, мы методично пилим и себя, и свои программы и, соответственно, наших студентов в заявленном направлении. Разумеется, имея такой вектор, просто сделать вид, что проблемы невладения английским языком управленцами в России не существует, было бы неправильно.

Поэтому мы решили подойти к вопросу с другой стороны. Мы дадим нашим русскоязычным студентам возможность абсолютно бесплатно при желании проходить отдельные модули (или вообще все - в зависимости от программы) не только на русском, но и на английском языке в онлайн формате. 

Так как очные, очно-дистанционные и онлайн MBA в EMAS, вне зависимости от формата и языка, абсолютно идентичны, мы считаем, что это просто убойный способ улучшить свой Business English.

Проходишь, модуль по-русски, где всё понятно → затем проходишь этот же модуль на английском, слово в слово... С субтитрами. Представьте себе, насколько это круто - учить язык не путём выполнения каких-то абстрактных заданий, а на основе живого материала. Для наших студентов это абсолютно бесплатно. Сейчас разворачиваем эту систему. Насколько мне известно, в России только EMAS обладает такими техническими возможностями. 

Кроме того, EMAS договорилась о стратегическом партнёрстве со Skyeng, онлайн-школой английского языка № 1 в России и Восточной Европе. Наши студенты MBA и Executive MBA, желающие изучать английский язык, за небольшую плату смогут это делать в Skyeng, в том числе на основе наших учебных модулей. Это не менее интересная возможность. При этом, поступая учиться на изначально англоязычные MBA / Executive MBA и получив определённый грант, человек получит бесплатный пакет уроков в Skyeng; в каждой программе есть свои пакеты. Разумеется, поступление на англоязычную программу требует владения языком на определённом уровне - хотя бы Intermediate и выше. Очевидно, что благодаря учёбе на английском этот уровень значительно возрастёт - это просто прорывное решение. Находясь в любой точке страны можно получить MBA на английском, 1,5 - 2 года вариться в этом соке, т.е. быть глубоко погружённым в языковую среду делового английского. Проходить лекции на английском, делать проект на английском. Мой собственный опыт показывает, что это лучший способ выучить язык.

Источник MBA.SU

В.Коваленко, редактор портала "МВА в Москве и России"